Профессии будущего: как помочь ребёнку определиться
Согласно докладу «Jobs of Tomorrow», научно-технический прогресс может привести к появлению 133-х миллионов новых рабочих мест. Профессии будущего станут синтезом различных дисциплин, а также компетенций личности и технологий. Среди наиболее перспективных профессиональных направлений аналитики называют сферу цифровых данных и искусственного интеллекта, облачные технологии, разработку IT-продуктов и производство контента.
Какие специалисты будут востребованы и как нынешним школьникам выбрать профессиональный путь, сотрудникам АНО «ЦИСМ» рассказала доктор психологии, создатель Skillfolio Виктория Шиманская.
– Какие навыки будут наиболее востребованы через 15-20 лет?
– И много лет назад, и сейчас, и через 15-20 лет востребованными останутся одни и те же навыки. Soft skills называют навыками будущего: к ним относятся креативность, критическое мышление, эмоциональный интеллект, навыки осознанности, коммуникации, командной работы. На самом деле, меняются только названия, а все эти навыки были востребованными всегда. Их необходимо совершенствовать с самого детства. Реальное развитие навыков soft skills, таких как эмоциональный интеллект, коммуникация, умение анализировать, находить нестандартные решения, связано с нейрофизиологическим состоянием. Научные исследования показывают, что человеческий мозг постоянно находится в функциональном состоянии, определяющем аналитические и творческие способности.
– Будут ли востребованы привычные для нас специальности?
– Как показывают международные исследования, дети часто выбирают из очень ограниченного списка профессий. Поэтому привычные для нас специальности будут востребованы, но они эволюционируют. Например, раньше архитектор пользовался карандашом и линейкой, обладал определёнными знаниями. Теперь же важно использовать необходимые технологии: владеть AutoCAD и другие программами. Нынешний психолог – это специалист, который не только знает различные подходы с точки зрения науки, но и использует цифровые инструменты. Например, психологи диагностируют людей с помощью онлайн-платформ, ведут индивидуальные траектории. За счёт этого происходит комбинация компетенций специалиста и искусственного интеллекта, помогающего подбирать практики.
– Все ли профессии будут совмещены с IT?
– В одних областях автоматизация будет применяться частично и преумножит ценность труда специалиста, в других – позволит делать работу быстрее, качественнее и масштабнее. Как минимум, меняется сама система коммуникации (видеоконференцсвязь, ведение дел с помощью CRM-баз и других составляющих). Если даже IT не интегрировано в саму профессию, то организация деятельности осуществляется с применением технологий. В большом пуле профессий IT-технологии становятся элементом эволюции специальности. Например, в медицине сейчас используется диагностический инструмент, в который вводятся симптомы пациента. Фактически многие доктора на основании этого могут поставить диагноз. И, конечно, на заводах 90% производства автоматизировано.
– На какие профессии стоит обратить внимание подросткам?
– В первую очередь необходимо обратить внимание на свои таланты. В этом случае будет идеальна пришедшая с Востока модель «икигай». Это японская концепция поиска собственного предназначения. Мы делаем игровые модели по дизайну профессии будущего. Подростки узнают о трендах жизни. Очень важно, чтобы это соединялось с тем, что любит ребёнок. Кроме того, необходимо оценить свои профессиональные компетенции и навыки. Таким образом, подросткам необходимо ответить на три вопроса:
– что нужно людям?
– что я действительно люблю?
– в чём я силён?
Можно быть просто программистом, барменом или предпринимателем, а можно быть выдающимся специалистом. Для этого необходимо соединить ответы на все эти вопросы, развивать навыки soft skills, быть честным по отношению к самому себе. Если это происходит, то полноценно реализоваться можно в любой профессии.
– Какие профессии будут выбирать современные школьники?
– По данным исследования PISA, подростки из разных стран мира до сих пор предпочитают те же самые профессии, которые раньше выбирали их родители. Это врач, учитель, менеджер, программист. Недавно появились направления, связанные с киберспортом и блогерством. Но в реальности эти профессии выбирает небольшое количество школьников. При всей доступности, открытости информации всё равно присутствует ригидность в выборе профессии. На это влияют достаточно ограниченные представления родителей, стереотипы о «хороших» и «плохих» профессиях (программист – перспективная профессия, а бармен – нет). Ограничивающее воздействие оказывает и система образования, которая пока не успевает за тенденциями. Обучение в вузе зачастую не является шагом к получению профессии. Поэтому ребята обращают внимание именно на то, в каких компаниях они хотели бы работать. Во многих организациях существует система корпоративных университетов для обучения не только действующих сотрудников, но и нового поколения.
Главный фактор, который поможет школьникам выбрать профессию – эмоциональный интеллект в контексте умения видеть свои таланты, слышать себя, понимать свои сильные стороны. Потому что если ребёнок понимает свои таланты, он может дальше найти свой путь. Второй фактор – понимание того, что всегда есть несколько вариантов развития, третий – зоны возможности. Все эксперты сходятся во мнении, что школьники в будущем смогут менять несколько профессий: пройти обучение по одной специальности, а потом получить другие навыки и изменить свою карьерную стратегию.